высокая парфюмерия

Из России с любовью: как парфюмер из Москвы свела с ума Францию

Профессиональный парфюмер Владислава Кочелаева основала парфюмерный бренд, пользующийся спросом у французов
Аромат — синоним привлекательности. Капля духов способна дополнить наше представление о человеке. Поэтому, собираясь на свидание, мы тщательно подбираем аромат, который наиболее соответствует нашим душевным вибрациям. Именно композиция запаха нашей кожи и парфюма создает вокруг нас атмосферу удовольствия.

Создают ароматы парфюмеры. Профессия парфюмера настолько же древняя, как и сама наука о запахах. И как все профессии с историей, окутана своими тайнами. Стать парфюмером непросто. Для этого недостаточно разбираться в трендах современных ароматов.

Владислава Кочелаева более 10 лет изучала парфюмерию, чтобы создать собственный парфюмерный бренд. А потом ей удалось сделать то, о чем мечтают многие. Ее ароматы заслужили уважение у самой искушенной публики — у французов.
Эта история о профессиональном российском парфюмере Владиславе Кочелаевой, рассказанная от первого лица.
мастер
Я помню все запахи детства
Семейная легенда гласит, что мой прапрадед француз занимался парфюмерией. Возможно, именно от него я и унаследовала страсть к парфюмерии и способности к восприятию запахов.

Все, что я помню из детства, связано с запахами. Помню как пахли волосы моего деда, академика Гусарова. Он рассказывал истории о ратных подвигах своего отца, генерал-майора.

Прадед по маминой линии тоже был генералом. Он прошел гражданскую войну, Первую мировую и Великую Отечественную. Среди русских военачальников он стоит наравне с Ворошиловым, Рокоссовским и Буденным. Вместе с Семеном Буденным они вместе воевали в гражданскую.

Слушать эти истории было интересно, но меня не сильно волновали их военные заслуги. В детстве меня гораздо больше интересовали истории про мою прабабушку графиню Вишневскую. В молодости она была очень красивой и прадедушка долго добивался ее руки. А я представляла, какими она пользовалась духами…
Мое детство прошло в доме академиков на Университетском проспекте в Москве. Мне очень нравилась необыкновенная аура нашего дома. Все соседи — ученые, профессора, академики.
Все, что я помню из детства, связано с запахами.
Придя домой, я могла по запаху рассказать, кто у нас был и как долго. К этому долго не могли привыкнуть родные. Бабушка и мама постоянно говорили мне: «Перестань нюхать» и «От тебя ничего не скроешь».

Мой любимый запах детства — запах радости. Он был связан со сладостями. Все гости приносили сладкое: коробка «Вечерней Москвы» для бабушки и монпасье в жестяной банке для меня. Я слышу около трехсот разных оттенков запаха сладости.

Как и мои родители, я — синестет. Поэтому для меня запахи неотделимы от событий, людей и предметов. Я очень четко слышала, как пахнет горе, тяжелая болезнь, разлука, радость, счастье.

Моя мама была художником-графиком, членом Союза Художников. Она преподавала дизайн и инженерную графику и сама прекрасно рисовала. Именно она научила меня преобразовывать свои ощущения в творчество. Благодаря ей я начала творить.
Высокая парфюмерия — это, прежде всего, высокое искусство.
Я становилась старше, моя способность улавливать и различать окружающие запахи росла. Руководствуясь только обонянием, я могла рассказать о человеке, событии или конкретном месте и улице. И когда настала пора определяться с будущим, выбор был очевиден. Я, как говорили в Советском Союзе, пошла «делать духи».
начало
От химика до парфюмера
Путь парфюмера — очень долгий. Нельзя просто закончить престижную специализированную школу и начать творить шедевры. Прежде придется подробно изучить органическую химию и не меньше десяти лет проработать в парфюмерной индустрии.
После восьмого класса, закончив трехгодичную вечернюю химшколу и сдав экстерном экзамены за десятый класс, я поступила в Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева.

Но оказалось, что химтех — это не про «делать духи». Все оказалось куда серьезнее.
По факту оказалось, что химтех — это не про «делать духи».
Я попала на закрытую кафедру «Химия и технология органического синтеза, биологически активные вещества и ОВ». Среди одногруппников было не принято обсуждать темы работ. А позже мне пришлось принять группу секретности.

Органическая химия и органический синтез казались мне безумно интересными. Я участвовала в студенческой научно-исследовательской деятельности и все свободное время проводила в лаборатории. Именно в то время всерьез заинтересовалась тем, как запахи могут влиять на настроение и поведение человека.

На первом курсе Университета я увлеклась темой арома ольфа-кодов. И занимаюсь этой темой по сей день.
Роль запахов в жизни человека огромна!
Арома ольфа-коды — это и есть способы воздействия запахов на подсознание. Зачастую люди недооценивают роль обоняния в своей жизни. С помощью запахов мы узнаем об окружающем мире, получаем психологические и эмоциональные впечатления. Запахи могут активировать различные функции и процессы в нашем организме.

Обоняние быстрее остальных чувств реагирует на внешние раздражители и моментально передает сигнал в ольфакторную память. Она отвечает за выживание вида. Поэтому мы так быстро реагируем на запахи, причем, подсознательно.
Запахи привязывают нас к времени, к людям, ситуациям, местам, которые мы посещали.
Ольфакторная память — это интеллектуальный процесс. Парфюмер должен уметь разбивать каждый аромат на составные части и сохранять их в своей памяти. Настоящие профессионалы способны узнать запах лишь по описанию, компонуя его элементы в своем сознании.

Запахи привязывают нас к определенному времени, месту, событию, к людям. У североамериканских индейцев есть такой лайфхак. Они используют запахи для «фотографирования» значимых моментов своей жизни. Для этого мужчина носит на поясе тщательно закупоренное в маленький сосуд масло из ароматической смолы стираксовых деревьев (амбрового дерева). Когда в своей памяти хочется сохранить какое-то примечательное событие, он откупоривает этот сосуд и глубоко вдыхает запах амбры.

Спустя многие годы, в любой момент, он может вызвать необычайно яркие и живые воспоминания об этом дне, только лишь вдохнув амбру снова. Именно так работает ольфакторная память.
Ольфакторная таблица подбора ароматов
Я очень благодарна своему образованию. Думаю, даже хорошо, что в мое время в стране не было профильного парфюмерного образования. Не знаю, как бы я смогла развиваться дальше в профессии без глубоких знаний в области тонкой органической химии и органического синтеза, полученных в Университете.

Например, в самый известный университет парфюмерии Institut Superieur Unternational du Parfum de la Cosmetique et de I'Aromatique Alimentaire (ISIPCA), основанный Жаном-Полем Герленом в 1970-м году без, как минимум, 3 лет обучения на химическом факультете даже не возьмут.
Где учиться на парфюмера
Если вы хотите стать профессиональным парфюмером, то единственно правильный путь в профессию — знание органической химии, а потом профессиональная парфюмерная школа. Выбор хорошего парфюмерного образования не очень широк.
- САМОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ -
Institut Superieur International du Parfum de la Cosmetique et de I'Aromatique Alimentaire (ISIPCA)

Франция
Срок подготовки — 3 года
Условия поступления — вступительные экзамены по органической химии и ольфактивые тесты.
Язык обучения — французский
Стоимость обучения — 12 000 евро/год
- НА АНГЛИЙСКОМ -
University of Plymouth
Великобритания
Срок подготовки — 2 года
Условия поступления — диплом бакалавра по химии и ольфактивые тесты.
Язык обучения — английский
Стоимость обучения — 11 500 фунтов/год

- КРАТКОСРОЧНОЕ -
Grasse Institute of Perfumery
Франция
Срок подготовки — 9 месяцев
Условия поступления — диплом бакалавра по химии, ольфактивые и мотивационные тесты.
Язык обучения — французский
Стоимость обучения — 11 000 евро
При поступлении в парфюмерную школу абитуриенты сдают органическую химию и ольфактивые тесты на распознавание запахов. Надо уметь распознать по запаху большое количество простых ароматов: лимон, корицу, лаванду и другие. Если ты выбрал профилирующим предметом составление ароматов, то половина занятий будет посвящена именно тренировке обоняния.
Стать профессиональным парфюмером без классического образования в органической химии практически невозможно
Парфюмерия, помимо таланта и генетического дара, это, прежде всего, опыт. Тренировать ольфактивные навыки нужно постоянно. Невозможно стать парфюмером ни за год, ни за два, ни, если честно, даже за 3 года подготовки.

По окончанию первого года обучения студент должен уметь распознавать минимум 300 основных запахов. После окончания университета в его активе должно быть не менее 500 запахов. А лет через 10 непрерывной работы в парфюмерной индустрии, в ольфакторной библиотеке мозга парфюмера должно быть около 1000 запахов. Современные знания о запахах говорят, что человек способен различить носом до 10 000 чистых запахов. Но если они смешаны, как это бывает в парфюмерных композициях, то задача определить их становится практически невыполнимой для простого человека. На знаменитых парфюмерных фабриках есть выдающиеся специалисты, которые работают и знают 1500 запахов.
Рабочее место парфюмера мало изменилось с годами. Основные инструменты по-прежнему: флаконы с душистыми веществами, пипетки, блоттеры и ювелирные (аналитические) весы.
Я работаю примерно с 5000 запахами. И все их нос знает по описанию. Мне не обязательно открывать флакон и нюхать. Читаешь название и запах «всплывает» из памяти.

Чтобы создать изысканный парфюм, отражающий многогранность образа и подчеркивающий тонкие ньюансы и штрихи, я использую в своих парфюмерных композициях более 40-60 компонентов. Хотя, в знаменитой композиции CHANEL № 5 — всего 24 компонента. Формула CHANEL № 5 считается эталонной композицией, которую должен уметь составить любой профессиональный парфюмер.
Чтобы создать парфюмерный шедевр, я использую в своих парфюмерных композициях более 40-60 компонентов.
Кроме сложных запахов профессиональный парфюмер должен уметь составлять и простые — естественные запахи. Например, запах розы. На самом деле, это довольно трудно. Потому что, запах розы состоит из… более чем 700 составляющих.

Воссоздать абсолютно точно такое большое количество просто невозможно. Но очень важно научиться составлять ольфакторную пропорцию основных компонентов, которая бы максимально близко приблизилась к запаху настоящего цветка. В ISIPCA составлять запах розы приступают только через 2 года учебы.

Я люблю парфюмерию, как профессию. Но вынуждена признать, что на этом поле мы подчистую проигрываем тем же французам, которые культивируют обучение непростому парфюмерному искусству, вкладывают деньги в развитие профессиональных кадров. Наверное, поэтому Франция считается родиной всех популярных ароматов.

Особенность парфюмерного образования во Франции такова, что во всех школах вас научат только основам парфюмерного дела, но опыт составления композиций вы сможете приобрести, только работая непосредственно на парфюмерных предприятиях и в лабораториях.
Вчера и сегодня парфюмерного производства
Именно поэтому, лидирующие парфюмерные школы Givaudan, Symrise или Firmenich созданы при одноименных парфюмерных компаниях, куда попасть могут лишь талантливые сотрудники, с гарантией отработать после окончания обучения 5 лет на производстве.

Для студентов образование в этих школах бесплатное. А самой компании обучение одного парфюмера обходится в 65 тысяч евро. Причем, отсев настолько суровый, что, например, в школе Givaudan из 200 соискателей остается всего 5 человек.

В ISIPCA ежегодно принимается 400 студентов, но именно на парфюмерном отделении учатся всего 20 студентов. И на всю французскую парфюмерную индустрию такого количества специалистов едва хватает.
опыт
Учение в строжайшей секретности
Фактически, профессиональный опыт является проявлением нашего мировоззрения. Которое может как ограничить и нашу жизнь, и получаемый опыт, так и бесконечно развить его. Как это и произошло со мной.
На третьем курсе химико-технологического университета я стала работать в Институте органической химии им. Зелинского РАН.
Прежде, чем составлять парфюмерные композиции, я изучала воздействие запахов на человека в совокупности более 13 лет.
В советское время это было учреждение повышенной секретности. У меня был доступ к специализированным библиотечным фондам по органике и отравляющим веществам. Также я участвовала в серьезных профессиональных конференциях.

В лаборатории профессора Шереметьева я разрабатывала лекарственные средства, психотропные препараты, биологически активные и отравляющие вещества, типа зарина и многие другие штуки, применяющиеся во время войны и, к огромному сожалению, не всегда во благо человечества. Но таким образом государство готовило действительно ценные кадры для служения Родине. Спасибо начавшейся перестройке, снявшей группы секретности, а то и по сей день не смогла бы выехать за границу.

В университете была настолько серьезная подготовка по химии, что я была уверена, что смогу делать духи. Я серьезно мечтала работать именно с запахами и хотела продолжать профессиональную карьеру именно по этому профилю.
В лаборатории
Работая с различными пахучими веществами, я увлеклась аромадизайном. Это направление на стыке дизайна интерьеров и психологии. И до сих пор очень серьезно изучаю аромадизайн и психологию. Пространство и запахи могут подсознательно очень сильно влиять на человека. Зная законы этого влияния, можно создать такое пространство с совершенно особой энергетикой, которое человеку просто не захочется покидать.

Аромадизайн настолько увлек меня, что я пошла учиться на дизайнера в Московский Архитектурный институт. А также первая в России получила красный диплом по психологии дизайна в институте госуправления. Это было мое второе высшее образование.
В какой-то момент меня настолько заинтересовала энергетика пространства, что я получила второе высшее образование по психологии дизайна
Пока обучалась в архитектурном институте, я разработала новый метод в аромадизайне. Я стала создавать пространства для конкретного человека в соответствии с психотипом, который определяла по его ароматическим предпочтениям на основе составленного мною специального теста.

Разработанная методика была по-настоящему инновационной. И после окончания МАРХИ меня пригласили продолжить работу над этой темой в научный парк МГУ, где я проработала 5 лет. Наконец-то, я могла на практике изучать воздействие ароматов на человека. Это был поистине бесценный опыт!

Этот период моей жизни омрачила смерть родителей. Я, как старший ребенок в семье, взяла на себя ответственность за четверых младших братьев и своего маленького сына. Всегда говорю, что в моей семье пять сыновей, которыми я горжусь.
Я обожаю эффект новизны. Это всегда предвкушение чего-то нового в своей жизни, созидательного, азартного. Новые пространства, новые знакомства, новые открытия, новые ароматные композиции, витающие вокруг
Самое главное, что дал мне научный центр МГУ — возможность международного общения с коллегами по парфюмерному цеху. На конференциях собирались серьезные специалисты, в том числе, коллеги из парфюмерной индустрии.

Именно в это время мой интерес к запахам стал приобретать коммерческую направленность. Парфюмерия для меня стала превращаться в профессию.
Коллеги
Профессиональный голод
Для парфюмера обмен опытом с коллегами является важной составляющей профессионального роста и мастерства. Однако, профессионалов, готовых и способных делиться опытом, огромный дефицит. И это — первая большая сложность для профессионального развития.
Я знакома со многими специалистами, которые полностью отдали себя парфюмерии. Тесно общаюсь со всеми, кто развивает высокую парфюмерию в России: журналистами, блогерами, эвалюаторами, технологами.

Своей большой удачей я считаю долгую и тесную дружбу с серьезным и увлеченным парфюмером Жанной Гладковой. Она возглавляет парфюмерный клуб России, председатель жюри крупнейшего международного парфюмерного конкурса, признанный мировым парфюмерным сообществом специалист. Если бы не она, я бы не знала, как утолить свою потребность профессионального общения в России.
Парфюмерию можно было бы назвать мужской профессией.
Жанна закончила тот же факультет, что и я. И уже более 30 лет занимается составлением ароматов. Среди ее клиентов встречаются очень известные имена.

Вообще, парфюмерию, наравне с высокой кухней, можно было бы назвать мужской специальностью. Среди парфюмеров с мировым именем преобладают именно мужчины.
Кроме популяризации высокой парфюмерии, я вижу свою миссию также в обучении влияния запахов на человека. Регулярно провожу мастер-классы о том, как можно использовать ароматы для повышения качества жизни и увеличения яркости восприятия красоты окружающего мира и людей.
Наибольшее количество коллег я приобрела во Франции. Марк Антонио, месье Жан и Николя де Барри — у каждого из них я продолжала обучаться специфике работы с ароматами, обмениваться опытом, шлифовала свои профессиональные навыки.

Интересно, что у каждого из них свой подход в составлении парфюмерных композиций. Кто-то стремится «изучить» заказчика и делает запах под его образ, кто-то составляет формулу и «прикрепляет» ее к соответствующей легенде в техзадании (брифе). И все эти подходы имеют место быть! Главное, работать каждый день над формулами ароматов и верить в свое предназначение.
Наибольшее количество коллег среди профессиональных парфюмеров я приобрела во Франции.
Особенность повышения квалификации парфюмера во Франции в том, что для того, чтобы обучать парфюмерному делу нужно иметь лицензию. Крупные парфюмерные школы и метры парфюмерии такие лицензии имеют. Но есть замечательные мастера, у которых такой лицензии нет. Обучение у них происходит, как дружеский обмен опытом. У меня так было, например, с месье Жаном.

Месье Жан — это псевдоним. Называть настоящее его имя я не могу из-за условий контракта. Великолепный специалист! Он создает очень гармоничные, сбалансированные ароматы и сотрудничает со многими парфюмерными домами.
Хорошо сбалансированный парфюм одинаково нравится и мужчинам, и женщинам.
Создать хорошо сбалансированный, гармоничный парфюм сложно. Но такой аромат считается самым ценным. Раскрываемость аромата на коже человека проходит в три этапа. Сначала мы чувствуем легкие верхние ноты. Они запускают процесс обоняния и работают первые 10-15 минут. Затем идут средние «сердечные» ноты. А затем нижние базовые ноты, которые отражают энергетику тела человека.

Каждый аромат должен иметь основную мысль. Высокий парфюм помогает отразить все грани личности человека, подчеркнуть его внутреннюю красоту и неповторимость, транслируя их вовне. Он способен изменить восприятие человека самим собой и окружающими его людьми, может сделать человека более привлекательным или уверенным.
Высокий парфюм помогает отразить все грани личности человека, подчеркивает его внутреннюю красоту и неповторимость.
Эта мысль должна отражаться в составляемой композиции. И чем более выразительней мысль аромата, тем более сбалансированный получается парфюм. Месье Жану очень хорошо удаются сбалансированные ароматы, поэтому, его опыт бесценен.

С Николя де Барри мы стали хорошими друзьями. Этот француз сыграл очень значимую роль в моей профессиональной карьере и коммерческом успехе.

Но прежде, чем приступить к рассказу об этом, я хочу рассказать о том, как Россия повлияла на французскую парфюмерную культуру. О заслугах российских парфюмеров на моей родине мало кто знает.
Франция
Русский след
Считается, что в России нет талантливых парфюмеров. И никогда не было. Но именно русские парфюмеры внесли едва ли не самый значительный вклад в историю мировой парфюмерии.
Франция — всеми признанный мировой лидер в индустрии запахов. Мировые бренды CHANEL, Cristian Dior, Lancôme, Guerlain, Givenchy знает любой, кто хоть раз покупал духи или одеколон. Парфюмерные звезды Коко Шанель, Жак Герлен, Эрнест Бо, Оливье Креспу, Жан Польж и многие другие оставили свой неизгладимый след в мировой парфюмерии.

Из отечественной парфюмерии на ум приходят только духи «Красная Москва», «Огни Москвы» и одеколоны «Тройной» и «Шипр». Если пытаться сравнивать французскую парфюмерию с российской, то сравнение явно не в пользу последней.
Русские парфюмеры внесли внушительный вклад в мировую парфюмерную историю.
Поэтому, когда я стала гордо заявлять, что занимаюсь парфюмерией, друзья и знакомые искренне удивлялись. Русский парфюмер?!! Всем это казалось утопией. Большинство россиян считает, что в парфюмерной индустрии русским никогда не будет места. Никто не верил, что у меня получится.

Но на самом деле, русские парфюмеры внесли внушительный вклад в мировую парфюмерную историю. И этим стоит гордиться.

В дореволюционной Москве, на Вятской улице, функционировала ничем не примечательная парфюмерная фирма «Альфонс Ралле и Ко». В 1898 году главным парфюмером «Ралле» назначили талантливого, но никому не известного тогда парфюмера Эрнеста Бо. Он родился в Москве в начале 1880-х и принадлежал к известному роду парфюмеров (его отец Эдуард тоже был парфюмером).

После окончания первой мировой войны Эрнест Бо, который воевал в царской армии, выяснил, что фабрики «Ралле» в Москве больше нет, она перехала во Францию. И, желая продолжить карьеру парфюмера, перебрался в Париж.
Созданные талантливым русским парфюмером духи CHANEL №5 были лидером парфюмерного рынка 70 лет
В 20-х годах Бо познакомился с русским князем Дмитрием. Князь был выслан из России императором Николаем II за участие в расправе над Григорием Распутиным. А в любовницах у князя в ту пору была некая Габриелла Шанель, которая подыскивала для своей коллекции одежды «Русские сезоны» парфюмера, способного создать духи, подходящие под необычный стиль расписных косовороток и сарафанов.

Эрнест Бо славился своим трудолюбием. Для каждого заказа он создавал до сотни вариантов аромата. Поэтому, когда князь Дмитрий обратился к нему за помощью в подборе достойного варианта духов, Бо принес на встречу с Шанель 25 флаконов с вариантами парфюма, над которым работал.

А поскольку показ коллекции был назначен на 5 мая, Габриэлла сказала, что верит в магию чисел и выбрала флакон под номером 5. Даже не открыв его!

Вот так, благодаря любовной истории русского князя и Коко Шанель, но главное — таланту русского парфюмера, весь мир узнал духи CHANEL № 5.

Новый аромат имел ошеломительный успех! CHANEL № 5 были лидером рынка 70 лет (!), пока в 1999 году их не потеснил аромат J'adore от парфюмерного дома Christian Dior.

До сих пор в парфюмерном мире считается, чтобы стать признанным мировым парфюмером, надо добиться успеха во Франции. Я решила попробовать. Но для этого мне пришлось несколько лет потратить на создание парфюма, который был бы лучше, чем мировые парфюмерные блокбастеры. И я ни грамма не сомневалась, что у меня получится.
Франция
Покорение Парижа
Прежде, чем у меня появились первые заказы от французских заказчиков, даже не знаю, сколько тысяч вариантов ароматов мне пришлось сделать.
На парфюмерном конкурсе Интершарм,
2016 г.
Когда я закончила Университет, в России уже началась перестройка. На полках появились первые французские духи, от которых все были без ума.

В стране еще не сформировалось представление о высокой парфюмерии. Мне было очень сложно объяснить окружающим, что СHANEL №5 — это хоть и люксовая парфюмерия, но массового спроса. Объяснить, что значит высокая парфюмерия, было еще сложнее.

Как бы не называли высокую парфюмерию, принципы ее создания очень сильно отличаются от парфюмерии масс-маркет. В ней используется больше компонентов из уникальных натуральных, синтетических и животных ингредиентов, которые никогда не будут использоваться в парфюмерии масс-маркет — это экономически не выгодно.
Формула высокого парфюма более разнообразна, при ее составлении используется больший набор компонентов из уникальных натуральных, синтетических и животных ингредиентов
Аромат высокой парфюмерии трансформируется не только в зависимости от ингредиентов, но и от самого человека. На двух людях одни и те же духи будут раскрываться совершенно по-разному.

В своих авторских парфюмерных композициях я максимально прорабатываю энергетический образ человека. Когда человек наносит духи, должно создаваться ощущение «теплой кожи» конкретной личности. В этом коренное отличие высокой парфюмерии.
Разница между эксклюзивным парфюмом от профессионального независимого парфюмера и духами масс-маркет.
Трансформации запаха зависят не только от ингредиентов парфюма. Даже на одном человеке, в зависимости от его эмоционального и гормонального фона, один и тот же аромат может звучать по-разному.

В моей сумочке всегда было несколько флаконов с ароматами, над которыми я работала. При каждой возможности я давала их попробовать своим подругам и знакомым. Слушала их мнения и впечатления, а заодно учила правильно воспринимать — слышать запахи. После моих импровизированных уроков, никто уже не хотел возвращаться обратно в мир обычного парфюма. Так появились мои первые клиенты.
Меня стали приглашать на встречи в разные клубы, я стала проводить мастер-классы с дегустациями созданных мною ароматов. Организовывала и проводила семинары по высокой парфюмерии.
Чем больше положительных отзывов я получала, тем больше понимала, что нахожусь на правильном пути. И начала задумываться о создании готовых ароматов для продажи.
В первой парфюмерной серии я раскрыла образ женщины
Свою первую успешную серию я назвала «9 жизней женщины». Ее я выпустила под своим брендом «Vladislava Parfum». Появился сайт, на котором я теперь размещаю всю информацию о новинках.

С помощью «9 жизней женщины» я хотела показать, как женщина меняется от маленькой девочки до роковой леди и матери. Душа женщины постоянно жаждет свободы самовыражения. Но, закрутившись в череде дней, женщина может и позабыть о своей природе.
С помощью серии «9 жизней женщины» я хотела показать все оттенки женственности
Моя коллекция позволяет женщинам раскрыть свою суть, выразить эмоции этого дня. С помощью парфюма можно каждый раз выбирать одну из 9 «жизней» в зависимости от настроения и мироощущения.

Названия ароматов серии говорят сами за себя: «Девочка», «Амазонка», «Хозяйка дома», «Роковая женщина», «Мама», «Королева», «Олимпия», «Нимфа», «Прекрасная незнакомка». С помощью духов я подарила женщине возможность выразить себя. Стать желанной и неповторимой.

Следующая идея была гораздо сложнее. Я решила создать аромат исторической личности. Мне хотелось подарить моим покупательницам духи, с помощью которых они могли бы «надевать» образ женщины, оставившей след в истории. Так появилась серия «Исторические образы».
Первый образ, над которым я задумалась — Грейс Келли, актриса, ставшая принцессой Монако.
Аромат «Грейс Келли» я разрабатывала три года. Сначала досконально изучала ее жизнь: прочитала все, что удалось найти об этой очаровательной женщине. В саму формулу духов постоянно вносила изменения. Даже не помню, сколько оттенков аромата было сделано.

С получившимся ароматом я решила участвовать в парфюмерном конкурсе. Спасибо известному московскому блогеру и парфюмеру Галине Анни, пригласившей меня на на крупнейшую парфюмерно-косметическую выставку InterCHARM в 2016 году.
Диплом парфюмерного конкурса Интершарм
В конкурсе участвовало 27 ароматов. Лучший из них выбирали 70 тысяч посетителей выставки. Это была моя чистая победа!

После внушительной победы на конкурсе, я задумалась о получении специализированного парфюмерного образования во Франции.

Я изучила программы, принимающие иностранцев и поняла, что уже переросла все парфюмерные школы. Моему уровню больше подходили мастер-классы профессиональных парфюмеров.

Это совершенно другой тип получения профессиональных знаний. Их выбор был гораздо шире, и они не требовали выпадать на 2-3 года из рабочего графика. В конечном итоге, я остановилась на мастер-классе Николя Де Барри.

Приставка «де» в фамилии обозначает принадлежность к дворянскому роду. В парфюмерном мире он скорее исключение. Потомственные дворяне редко становятся парфюмерами.

Николя де Барри был послом Франции в Бразилии. И после завершения карьеры профессионально занялся парфюмерией. Шутит, что сбылась мечта его детства — сидеть в родовом поместье на берегу Луары и составлять запахи.
Николя де Барри подписывает свою книгу
Пишу формулу своего аромата для Николя де Барри
В лаборатории Николя де Барри
Во Франции подобным образом живет множество парфюмеров. Они — типичные интроверты. Большую часть своей жизни живут вдалеке от крупных городов и предпочитают не покидать пределы своих лабораторий, потому что «тяжелые» ароматы мегаполиса могут помешать их профессиональному восприятию.

Лишние запахи засоряют ольфакторную память. Поэтому профессиональный парфюмер в мегаполисе — очень большая редкость. В городе он испытывает намного большее воздействие различных запахов, по сравнению с природно-чистыми пространствами.
Профессиональный парфюмер в мегаполисе — очень большая редкость.
В профессиональном мире обаятельный дипломат, политолог и парфюмер Николя де Барри уже давно получил широкое признание. Он написал несколько книг о парфюмерии, в 2003 году выпустил коллекцию духов, посвященную знаменитостям. В настоящее время он разрабатывает индивидуальный парфюм для членов королевских семей и французского правительства.

Когда мы встретились, Николя де Барри послушал мои ароматы и заявил: они настолько профессиональны, что ему нечему меня учить. Обычно к нему приезжают новички, а тут приехал зрелый специалист. Он предложил продать мой аромат «Под крылом ангела» компании Nina Ricci. Это было настоящее признание!
Николя де Барри тестирует аромат «Под крылом ангела»…
Все знают значение французского слова «тре бьен»?
У нас с Николя де Барри вышел не мастер-класс, а обмен опытом двух профессионалов. Мы говорили не только о создании запахов, но и о коммерческой стороне вопроса. Он раскрыл мне тайны работы с парфюмерными гигантами, рассказал о растущем спросе на индивидуальный парфюм, а также как построен процесс работы с заказчиками во Франции и его собственный опыт. Вернувшись в Россию, я поняла, насколько ценными были его советы.

Я завела знакомства, меня стали приглашать на мастер-классы во Францию, появились новые профессиональные контакты и первые клиенты-французы. Когда-нибудь, я открою свое представительство в Париже и стану действительно международным парфюмерным брендом.
сырье
Волшебство во флаконе
Одна из самых сложных задач для парфюмера — поиск редких ингредиентов. Некоторые из них невозможно купить ни за какие деньги.
Чем больше у парфюмера уникальных составляющих, тем более изящный шарм получится придать композиции. Один редкий аромат способен поставить в композиции и нужную точку, и придать ей цимус.

Особенность сырья для парфюмерии заключается в том, что степень очистки веществ должна быть не ниже чем 99,985%. Такой строгий отбор связан с тем, что в носу человека нет никаких фильтров и запах должен быть без малейших примесей. Особо чистые душистые вещества, которые применяются в парфюмерии, я ласково называю «душистики».
Создание ароматов для меня стало образом жизни.
Вдохновение может застать меня в любое время суток. И я не успокоюсь, пока не воплощу свою идею. Поэтому, у себя дома я оборудовала собственную «малую» лабораторию, чтобы парфюмерный орган был всегда в моем распоряжении. Там я фиксирую все приходящие мелодии запахов. А удачные оттенки и аккорды включаю затем в свои парфюмерные композиции.

Создание ароматов стало моим образом жизни. Меня не «отпускает» до тех пор, пока новый аромат не будет полностью готов. Это своего рода сумасшествие, творческое «маньячество».

Кому-то может повезти, и он попадет в мою домашнюю лабораторию. Потому, что во вторую — большую лабораторию — я никого не пускаю. Это особое место. Там хранится очень много особо ценных ингредиентов.
«Малая» домашняя лаборатория и у парфюмерного органа в лаборатории Николя де Барри.
Коллекционировать особо чистые душистые вещества я начала, еще когда занималась аромадизайном в Научном парке МГУ. Сейчас в моей коллекции свыше 5000 ингредиентов, большая часть которых уникальна. Многие редкие экземпляры мне дарят друзья и коллеги. Есть у меня и настоящие ароматные драгоценности, которые я очень ценю. И все они максимально возможной степени очистки.

Для аромадизайна подошли бы простые эфирные масла со степенью очистки 85−90%, продающиеся за 200 рублей в любой аптеке. Их вполне хватит для пищевой промышленности и косметологии. Но профессионально работать в парфюмерии с таким сырьем невозможно.
Особо чистые душистые вещества, применяемые в парфюмерии, должны иметь максимальную степень очистки — 99,985%
Очень часто сегодня можно услышать в разговоре, что запах любимой туалетной воды или духов со временем изменился, стал не такой, как был раньше. Это относится к массовому парфюму, который производится тысячами флаконов, поэтому на слуху у многих.

Но виной тому не нерадивость производителя, а банальное изменение требований к концентрациям используемых компонентов. Например, в эталонной CHANEL №5 один основной ингредиент сейчас просто невозможно использовать в той концентрации, которую можно было применять ранее. Поэтому, производителю пришлось корректировать формулу. Ольфакторная пропорция компонентов в целом осталась, но аромат все же изменился.

Это специфика парфюмерного рынка масс-маркета. Иначе никаких сертификатов на готовую продукцию не получить. И о миллионных доходах с продаж очередного парфюмерного блокбастера можно забыть.

На развитие парфюмерной индустрии действуют и обычные законы рынка. Пытаясь снизить себестоимость готового парфюма, парфюмерные гиганты начинают использовать ингредиенты с меньшей степени очистки. Это позволяет им удерживать низкую себестоимость продукции, но качество парфюма при этом очень сильно снижается.

В высокой парфюмерии мы от этого освобождены и можем пользоваться любыми редкими и необычными компонентами, понимая, что создаем единственный аромат, основная цель которого идеально подойти его владельцу.
Природные аттрактанты и феромоны
Для парфюмера самой большой радостью считается достать какой-нибудь новый душистик.
Для профессионального парфюмера считается наибольшей радостью достать какой-нибудь новый душистик. Происходит это нечасто, новые ингредиенты, способные стать популярными в парфюмерных композициях, появляются в последнее время довольно редко.

Когда однажды Жанна Гладкова поделилась со мной привезенным из Арабских Эмиратов ароматом удового дерева — очень популярным, хотя и неоднозначным ароматом в парфюмерии, моей радости не было предела. Аромат дерева уд — самый дорогой в мире. Чтобы выделить из смолы уда душистое вещество, нужно ждать минимум 10 лет.

Поэтому, в промышленной парфюмерии его заменяют на более дешевый аналог «нагармота», который схож по звучанию с удом. В последнее время на крупных парфюмерных производствах очень много таких манипуляций.

Никакое золото и бриллианты не могут так радовать истинного парфюмера, как новый редкий «душистик».
рынок
Масс-маркет и высокая парфюмерия
Какой парфюм будет выпускать парфюмерная компания, определяется минимум за полгода до вывода новых духов на рынок.
В промышленной парфюмерии до того, как к созданию аккорда аромата приступит парфюмер, сначала за работу берутся маркетологи. Они анализируют статистику продаж за прошлые годы, оценивая, какие запахи нравятся потребителям, а также изучают, что интересного выпустили на рынок конкуренты.

Когда становятся понятны тренды, готовится техническое задание, в котором описывается образ нового парфюма. Это — основной документ (бриф) для создания нового аромата.

Готовит бриф эвалюатор. На русский язык эту профессию можно перевести, как оценщик. Именно эвалюаторы следят за популярными трендами в парфюмерии. Они буквально своим носом оценивают, какой из ароматов может завоевать сердца и кошельки потребителей. И именно от них зависит будущий успех нового парфюма.
Почему появление действительно новых ароматов на массовом рынке редкость? Потому что маркетологи и эвалюаторы парфюмерных домов боятся ошибиться.
Реалии таковы, что эвалюаторы и маркетологи парфюмерных гигантов идут по самому простому пути. Им гораздо проще изменить верхние ноты у аромата, который пользуется спросом продолжительное время, не трогая тело аромата — аккорд. Считается, что если у нового парфюма будет похожий запах, как у блокбастера, то 80% потребителей его купят.

И действительно, массовый потребитель склонен покупать уже знакомый ему запах. А когда парфюмерный концерн потратил миллионы долларов на разработку и продвижение популярного аромата, то он будет эксплуатировать его аккорд настолько долго, насколько это возможно.

Так работает индустрия, которая производит сотни тысяч флаконов. Цена ошибки чрезвычайно высока.
Массовый потребитель склонен покупать уже знакомый запах
Затем эвалюатор передает бриф парфюмеру, задачей которого является воплотить историю из брифа в аромате. Это может быть штатный парфюмер, специализированные фирмы или лаборатории, специализирующиеся на разработке парфюмерных композиций — сердца парфюма.

Очень сложно рассказать, как происходит процесс создания аромата. Каждый новый парфюмерный аккорд можно сравнить с созданием музыкального произведения. Нелегко придумать что-то абсолютно новое, что понравится клиентам и будет отличаться от всех остальных композиций. Поэтому на создание нового аромата может уйти от полугода до 2-3-х лет.

Парфюмер создает несколько вариантов аромата, подходящих под бриф. Чтобы выбрать самый удачный, эвалюатор собирает фокус-группу. В нее приглашают самых обычных людей. Самое забавное, что бывали случаи, когда участники таких фокус-групп сами никогда ранее не пользовались парфюмом…
Фокус группа для меня — это мой клиент. Важны только его личные ощущения от аромата. Ему должно быть комфортно с запахом своего парфюма.
От фокус-групп для парфюмерных гигантов требуется выбрать один аромат из предложенных. Тот, который понравился большинству, запустят в производство. Зачастую одновременно могут запустить несколько ароматов, которые будут конкурировать друг с другом, пока не останется один самый популярный.

Но создать аромат — это только полдела. Не менее важной для коммерческого успеха является упаковка. А ещё новый парфюм надо продвинуть на рынке. В создании духов участвуют несколько специалистов: парфюмеры, стилисты, рекламщики. Нужно, чтобы аромат, образ и упаковка гармонично сочетались между собой. В этом залог успеха у потребителей.
Я стремлюсь к тому, чтобы упаковка моих ароматов была уникальной и заказываю оригинальный дизайн флаконов, который должен передавать мысль аромата и его душу.
Во всех парфюмерных институтах, кроме парфюмеров готовят также специалистов по парфюмерной упаковке и рекламистов, которые потом продвигают духи на рынке. А еще технологов парфюмерного производства, специалистов по сырью, управленцев и менеджеров по контролю качества готовой продукции. Попасть на эти отделения конечно проще, чем на парфюмерное, но все равно отбор очень строгий.

Современная парфюмерная индустрия связана со множеством рисков, для перераспределения которых требуется достаточно большое количество квалифицированных специалистов разного профиля.
Кликните на фото, чтобы посмотреть, какой может быть упаковка новых ароматов из моей «исторической серии»
Я работаю над каждым заказом индивидуально. Мне нравится, что сегодня только в высокой парфюмерии сохранилось то таинство изготовления ароматов, которое очаровывало парфюмеров всего несколько столетий назад.

Все мои клиенты — уникальные, образованные и интересные люди. Они великолепные собеседники с широким кругозором и высоким интеллектом. Только такие люди способны оценить многогранность высокой парфюмерии. С ними очень интересно общаться и работать. Я благодарна им за доверие и вдохновение, которое они мне дарят!
Мои ароматы — для людей, которые не хотят быть как все.
Я лично встречаюсь с заказчиком, узнаю о его ольфакторных предпочтениях, привычках, хобби и антипатиях, о детстве. Детство всегда связано с запахами, поэтому важно раскрыть эту тему. После мы определяем главную мысль аромата и его название.

Чем теснее возникла связь между мной и клиентом, тем проще создать аромат. Обычно я составляю несколько композиций под тот образ, который у меня сложился.

На следующих встречах я даю примерить аромат заказчику. В высокой парфюмерии он может не иметь сильно выраженных верхних нот. Здесь не надо выбирать духи за пять минут, как это принято в масс-маркете. Нужно прожить с парфюмом минимум сутки, чтобы понять его энергетику, прочувствовать, как он ощущается на коже при разных фазах дневной активности. Восприятие аромата может отличаться в зависимости от времени суток, настроения и гормонального фона. Это одинаково работает как для женщин, так и для мужчин.
Для каждого заказчика создается несколько версий аромата
Аромат, который заказчику понравился больше всего, я дорабатываю. И не успокоюсь, пока не создам парфюм идеально подходящий именно этому человеку.
Своим индивидуальным парфюмом заказчики сразу делятся в соцсетях
Все мои работы индивидуальны, и на каждый заказ я готовлю индивидуальный сертификат. На флакон наносится именной шильд, который подтверждает, что заказ сделан для конкретного клиента. По желанию заказчика, формулу его духов можно запатентовать.
На флакон наносится именной шильд, который подтверждает, что парфюм произведен только для этого заказчика.
Создать собственный аромат — затея не из дешевых. 1 мл готового парфюма обойдется заказчику от 1500 до 2500 рублей. Финальная цена зависит от того, насколько долго проходила работа над заказом.

Ответить на вопрос, дорого это или нет, в принципе невозможно. Это как пошить индивидуальный костюм у портного. Один раз попробуете и никогда уже не будете одеваться в бутиках даже дорогих брендов.

Во Франции цены на индивидуальный парфюм еще выше. Для сравнения: заказать индивидуальный парфюм у французских парфюмеров, например, у Николя де Барри, обойдется клиенту от 20000 евро.
Будущее
Культура быть красивой
Русские женщины больше всех в мире требовательны к тому, как они выглядят. Они тщательнее следят за своим гардеробом, в курсе модных тенденций в макияже и маникюре. И с особым трепетом относятся к выбору ароматов.
Последние парфюмерные тренды приходят к нам из Франции. И международные парфюмерные дома очень хотят, чтобы так все и оставалось. Никто не заинтересован, чтобы российское парфюмерное производство процветало. Так можно потерять большой кусок лакомого рынка, который аналитиками оценивается в 630 млрд. рублей по итогам 2016 г.

Даже в кризис мои соотечественники не сократили расходы на покупку парфюмерии. Это — один из тех немногих рыночных сегментов, который не показал падения покупательского спроса.
Составление аромата — это как работа искусного кутюрье, который создает для клиента «вторую» кожу.
В России могло бы появляться гораздо больше талантливых профессионалов. Это непросто, но результат может быть поразительным!

У нас есть талантливые блогеры, которые пишут о высокой парфюмерии. В интернете можно найти даже «обучающие курсы» по изготовлению духов. Хорошо, что они есть. Это популяризирует индустрию. Хотя, по факту, от настоящей парфюмерии там всего ничего. Все, чему учат на таких курсах, я называю «смешиванием компотиков». Из аромамасел пипеткой смешивать композиции — это не парфюмерия. Хотя, если составление запахов для вас хобби, то таких курсов вполне хватит.
В качестве почётного гостя участвую со своей продукцией в Новогоднем благотворительном аукционе
Я могу еще много рассказать о мире высокой парфюмерии и ароматах. Это тема никогда не исчерпает себя. Одно направление ольфа-кодов, которыми можно включить любое состояние человека — бесконечная тема.

Я стремлюсь развивать и популяризировать высокую парфюмерию в России. Регулярно рассказываю о ней в социальных сетях. Хочу донести, насколько важны запахи в нашей жизни. С помощью разных ароматов мы можем удивлять и радовать своих близких, рассказать о себе и даже изменить настроение окружения.

Я провожу тематические мастер-классы, читаю лекции и пишу книгу о влиянии запахов на подсознание. У меня много задумок и так много еще хочется сделать.
Продолжим общение?
+7 (499) 409-30-70
vladislavaparfum@gmail.com
Здесь я рассказываю о парфюмерии и запахах:
Facebook.com

Канал на YouTube
Vladislava Parfum на Сноб
Instagram
Сайт Vladislava Parfum

Узнайте больше о том, как заказать индивидуальный парфюм:
Индивидуальный парфюм на заказ
Лонгрид сделан http://alexanike.ru/longread